Журнал открывают стихотворения известнейшего автора «Овсянок», по которым был снят одноименный фильм, Дениса Осокина. Это цикл стихов «“Арзамас”. Стихи обо мне и тебе».
Далее печатается окончание романа Сергея Кузнецова «Учитель Дымов», первая часть которого появилась в предыдущем номере журнала. Вот цитата из этого романа:
…Андрей за месяц развернул перед своей ученицей завораживающую панораму мировой литературы, в центре которой возвышались знакомые горные хребты школьной классики, а ближе к горизонту клубился первозданный хаос и пропадала зыбкая грань, отделяющая абсурдные и бессмысленные тексты от мистических откровений.
Далее печатается подборка стихов Геннадия Каневского «Капля». Вот несколько строк из этих стихов:
не забывай: ты – капля этого мира,
капля, готовая с ветки его сорваться.
твоя жизнь – однокомнатная квартира.
твоя смерть – потерянный ключ…
Журнал печатает также пьесу для чтения автора историко-философских исследований Федора Фокина «Это выстрелы». Приведем отрывок из первого действия пьесы:
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МАССЫ (пока это, скорее, предреволюционное облако: темная ткань, в которой шевелятся многие люди; в ткани – отверстия; в них по очереди выглядывают участники хора). Отправились на поезде – солдаты на войну – матросы едут посуху – как будто по воде – идут, бегут блаженные – в счастливую страну – которой не найдут они – ни там, ни сям, нигде. (В отверстия ткани вместо лиц высовываются стволы винтовок, кривые сабли, рыло пулемета. Выкрики хора переходят в пение.) Зато они увидели – в далеких небесах – брильянтовые башенки – в рубинах и крестах – там ангелы небесные без устали поют – и девы в тонких рюмочках наливку подают.
Рубины и кресты вспыхивают в черном небе, падают вниз и превращаются в свежеубиенных воинов. Темная масса, ощеренная винтовками и саблями, ползает взад и вперед по сцене, подбирая фигурки жертв. Растет на глазах, рычит и стонет, делается грозной тучей.
А вот слова из краткого предисловия Павла Басинского к рассказу одной из лучшей его учениц Марии Молодцовой, которая волею судеб оказалась в женской колонии:
Рассказ Маши Молодцовой замечательно интонационно выстроен. В нем есть чувство перспективы (ближнее, дальнее зрение). И в нем очень богатый язык для такой короткой вещи.
Приведем также краткий отрывок из самого рассказа:
Когда складываешь воспоминания, как первобытный человек мозаику из ракушек прошлого, важно не увлечься и вовремя все эти впечатления – отпустить. Пусть летят себе в темный космос, примагничиваются к мировой душе, ибо они и мир суть одно и то же.
Раздел «Публицистика и критика» представлен материалами культурно-просветительской акции: «Литературное собрание. “Россия – множественное число”».
Цель акции – укрепление и развитие единого культурного пространства страны, развитие и интенсификация горизонтальных культурных связей, способствующих полноценному общению региональных культур как друг с другом, так и с центром, взаимообогащение, отстаивание базовых национальных культурных и нравственных ценностей, активное включение региональных культурных сил в общекультурный процесс, совместный поиск новых общенациональных смыслов и художественных средств, отвечающих требованиям времени.
Вот отрывок из выступления петрозаводского писателя Александра Бушковского:
Что еще объединяет нас в одну нацию? Конечно, историческая память. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Без памяти нет совести». Кто ничего не помнит и никого не признает, тот и за себя не сможет нести ответственности перед прошлым и будущим и свое время не сумеет правильно понять и оценить. Память общих сражений, потерь и побед объединяет нас даже в том случае, если по окончании битвы или общего проекта (скажем, тех же комсомольских строек) союзы народов обречены на распад.
Завершает номер журнала раздел: «Москва –территория культуры». Это рассказы о Центре имени Мейерхольда и о Мультимедиа Арт Музее, крупнейшем российском музее фотографии и мультимедийного искусства. |