В. Фа
Город Солнца
Море, небо, земля, Кампанелла.
Столкновение четверояких стихий,
порождающих черную лаву из жерла –
культуру, густую, как грех и стихи
про прекраснейший и обстоятельный город,
погруженный очами в предзимний закат,
как его описал Кампанелла, мечтая про холод,
очищая с лимона горячий цукат,
представляющий образ небесного града,
замыкающий в сферу, подобно Земле,
раскаленную магму под цвет шоколада,
на которой, как с краешку Па-де-Кале,
вырос город из шлака и шлакобетона
и мечты итальянской безумной души
с полнолунием в образе полубатона,
как рисуют его по ночам малыши.
Каждый дом в этом городе поименован,
зарисован и к сонму прекрасных причтен.
Каждый житель закован им и очарован
и в морскую мечту погружен, словно в сон.
Полемический свод паламических правил
направляет тончайшую правду людей
на заветный покой, словно городом правил
сам простой и великий Синдбад Асмодей.
Протекает ли Рона иль плещется Рица,
огнедышит Везувий иль воет Борей,
но всегда вдохновенны серьезные лица
обаятельных, мирных и милых зверей,
оживляющих каждый подъезд и квартиру
и поющих веселую звонкую песнь.
Параллельно стихи переходят в стихиру
и ложатся на снег, ожидаючи веснь.
Есть у города тайны, ремесла и сказки
от забытых времен до вчерашних крестин.
И втыкает учитель на кончик указки
исчезающий тракт от Москвы на Пекин
через мерю, мордву и прославленный Муром
по реке Любосивль на ночную Стромынь.
А навстречу шелка к сибаритам-гяурам
плавно арбы везут, попирая полынь.
Вот центральный портал с велелепою аркой,
под которой проходят дорогой на храм
Песталоцци, Вазари, Россини, Петрарка,
Модильяни, Медичи, Феллини, Бертрам.
От заутрени выйдя, идут на работу,
припадая к истокам родной тесноты,
пишут фреску, сонет, осушают болото,
ставят фильм и повсюду разводят цветы.
Се великая тайна – смешенье преамбул,
миттельшпилей, цейтнотов и прочих эклог.
Город Солнца из прошлого памятью капнул,
и кругами расходится в нас эпилог.
Солнечный корень
Я город маленький и грустный,
похожий на листок капустный,
на лист не письменной, а устной
воздушной памяти путей
из деревянного далека
в бетонно-вафельное око,
глядящее, как верлиока
глядит на выпавших людей.
Я вырос, словно вышел в тамбур,
как вырастает топинамбур
и как уходит в горы табор,
чьи тропы сухи и красны.
Во мне рождалось осязанье,
сомнение и назиданье
всем продолжающим скитанье
в мои затянутые сны.
Я был тихоня-недотрога –
меня прорезала дорога,
и сквозь пенсне взглянули строго
в меня холодные глаза.
И я покрылся, как коростой,
заборами двойного роста,
и институтские погосты
росли как хвойные леса.
В меня въезжали инженеры,
строители вели замеры
и в горны дули пионеры
про ночи, полные костров.
Меня взрастали, созидали
из бревен, кирпичей и стали,
и оставался я едва ли
по-деревенскому здоров.
Когда же я в себя приехал,
то оставалось только эхо,
и на листе моем прореха
произросла и разрослась.
Я стал в себе непонимаем,
не взыскан и не ожидаем,
как отравился молочаем
и потерял над прошлым власть. |